Гибель линкора Новороссийск

линкор новороссийскВ начале ХХ века на судовых заводах Генуи в Италии закладываются три линкора Giulio Cesare, Leonardo da Vinci и Conte di Cavour. Но, несмотря на свои впечатляющие габариты и главный калибр, и действие в двух больших конфликтах не овеяли итальянские ВМФ победоносной славой. Печальным финалом этих кораблей стала не гибель в морском сражении, а гибель в портовой бухте. Conte di Cavour и Leonardo da Vinci в итальянских морских базах, а Giulio Cesare - в севастопольской бухте.
Но об этом позже, а пока ему было предрешено судьбой влиться в состав ВМФ Советского Союза в качестве флагмана Черноморского флота под новым наименованием Новороссийск, не глядя на то, что к тому времени корабль считался безнадежно устаревшим. Поступление итальянского корабля в распоряжение ВМФ Советского Союза осуществлялось согласно договоренности, принятой на Тегеранской конференции в 1943 году. Договоренность обуславливала раздел итальянских ВМФ между странами Антигитлеровской коалиции. Дележ решили производить по жребию, согласно чему Великобритании достались первоклассные линкоры класса Литторио, превосходившие по всем параметрам легендарный Бисмарк. СССР же получил Giulio Cesare (Джулио Чезаре).

Гибель линкора Новороссийск в севастопольской бухте

Вскоре после войны, в 1948 году линкор перебазировался в севастопольскую военно-морскую базу, на то время линкор пребывал в печальном виде – полное отсутствие документации, множество агрегатов требовало ремонта или замены. Корабельная связь полностью выведена из строя, живучесть корабля не отвечала предъявляемым требованиям тех лет, кубрики личного состава были все в плесени и гнили. Но, тем не менее, уже через год Giulio Cesare, с новым именем Новороссийск, первый раз выходит учения в составе эскадры. На протяжении дальнейшей службы корабль все время ремонтировался. Линкоры Севастополь и Новороссийск были последними кораблями данного типа на черноморском флоте. Возвратившись с очередных учений, 28 октября 1955 года корабль встает на прикол возле линкорной бочки в районе военно-морского госпиталя, именно здесь почти полвека назад затонул линкор Императрица Мария. Под вечер на борт поднялся личный состав, переведенный на черноморский флот. Прибывших людей размещают в носовых отсеках корабля. Для большинства этих ребят это был трагичный первый и последний день службы в качестве матросов.
гибель новороссийскаВ 1 час 31 минуту  29 октября 1955 года под днищем корабля прогремел взрыв огромной силы. В результате подрыва нос корабля стал стремительно уходить под воду.  На линейном корабле и соседних суднах была поднята тревога. Принятые меры по спасению не помогали, трюмы корабля продолжали набирать водяную массу. ВрИО командира линкора Хоршудов предложил командующему ЧФ вице-адмиралу Пархоменко эвакуировать часть личного состава с гибнущего судна, но получил решительный отказ. Дождавшись одобрения командующего, около тысячи человек собралось на корме корабля, но время было упущено, спасательные суда не всех успели забрать.
В 4 часа 14 минут по Новороссийску пробежал гул, и он быстро начинает переворачиваться, накрывая массивным корпусом часть команды. Часть команды не успела выбраться из кубриков, и осталась внутри.  Матросы стуком по корпусу подавали сигнал о помощи. Для освобождения личного состава в корпусе корабля сделали отверстия, но таким способом спаслось всего 9 человек. Из сделанных отверстий под давлением выходил воздух, линкор утратил устойчивость и лег на дно. В ходе гибели корабля из трюмов доносились отрывки песни – погибающие моряки пели Варяг. Всего при трагичной гибели судна и в ходе проведения спасательных мероприятий погибло 613 человек.

Подъем линкора Новороссийск и признание итальянского боевого пловца

Лишь спустя полгода после трагичных событий на Новороссийске, в мае 1956 г., суда и водолазы ЭПРОН приступили к операции по подъему судна. 4 мая его поднимают со дна и буксируют в Казачью бухту, где линкор перевернули и приступили к разборке. Гибель корабля породила большое количество версий случившегося. Самая правдоподобная догадка – подрыв линкора итальянским подводным спецназом. После передачи корабля под советское руководство, командир отряда итальянских боевых пловцов князь Валерио Боргезе публично поклялся отомстить русским, во что бы то ни стало.
Уго Д'ЭспозитоПри осмотре поднятого линкора перед взором  комиссии предстала огромная зияющая дыра в носовой части. Взрыв был настолько сильный, что взрывной волной пробило почти все бронированные переборки. Чтобы затопить корабль такого класса как «Новороссийск» требуется как минимум тонна тротила. Но тогда улик в подтверждение версии подрыва боевыми пловцами найдено не было, и никто уже не рассчитывал узнать истину. Так было до 22 августа 2013 года, когда ветеран итальянского подводного спецназа Гамма Уго Д'Эспозито сделал сенсационное признание. Гибель линкора Новороссийск и 613 человек дело рук итальянских боевых пловцов!
Ветераны, проходившие службу на судне, сделали заявление: если изречение Д'Эспозито подтвердится, то ассоциация ветеранов обратится в международный суд. В результате трагедии большинство из них остались калеками и инвалидами, следовательно, должна быть выплачена материальная компенсация, а виновные обязаны понести наказание. Совет Ветеранов уже попросил Российские и Украинские власти организовать расследование по делу о гибели  линкора, поскольку есть весомые причины в причастности Италии к этой трагедии.
Мы не знаем, удастся ли ветеранам и властям добиться правды, справедливого решения суда, но точно знаем, что погибшие матросы и офицеры навсегда останутся в нашей памяти и сердцах.