Линкор Севастополь - морская крепость на черноморском театре боевых действий

В ходе русско-японской войны Российская Империя потеряла большую часть боеспособного  флота – ряды Тихоокеанского и Балтийского флотов были прорежены, только лишь Черноморский флот обладал достаточным количеством боевых судов.Но провальная война с Японией имела и свои плюсы, так как строились новые и более современные корабли взамен старых.В Англии в 1906 г. Начали выпускать корабли нового типа, первенцем в данной линейке судов стал Дредноут. Главная изюминка Дредноута заключается в расположении орудий главного калибра, а именно – 10 орудий ГК (главный калибр) – сосредотачивается во вращающихся бронированных башнях, по 2 орудия в каждой. Дредноут является первым кораблем данного типа и был революционным во всех отношениях, впоследствии корабли такого типа так и назывались дредноуты. Как раз таки Линкор «Севастополь» и был первым русским дредноутом.

Постройка и спуск на воду линкора Севастополь

чертежи линкора севастопольПостройка Линкора Севастополь была начата на Балтийской верфи летом 1909 г. Так же на Адмиралтейской верфи заложили однотипные Гангут и Полтава, а на Балтийской верфи – такой же Петропавловск.Современные линкоры очень сильно отличаются от прошлых броненосных судов – низкий силуэт, две боевые рубки, две дымовые трубы, на верхней палубе орудия ГК размещаются в 4-х бронебашнях, две мачты. Низкий силуэт Севастополя имел множество плюсов перед различными силуэтами зарубежных дредноутов. Линкор Севастополь чертежи - ширина корпуса равнялась – 26,89 м; длина 180,1 м. Заявленное водоизмещение равнялось 23 тыс. т, максимальная осадка -  около 8,5 м.Основание корпуса судов данной серии составляли 150 шпангоутных конструкций и массивный коробчатый киль. Корабль был трехпалубым. Корпус состоял из стали 3-х сортов: мягкой - судостроительной; повышенного сопротивления; высокого сопротивления. Внутри корабль разбивался на отсеки 13-ю перпендикулярными и 2-я параллельными, находившимися на удалении от бронебортов, герметичными переборками.
Кроме отличного силуэта, значительным плюсом являлось хорошее бронирование надводной части корабля. Бронирование проходило вдоль ватерлинии и  в основном состояло из стальных плит высотой 5м. Главный пояс бронирования на всем своем протяжении своей длины(116 м)  имел толщину 220 мм. Верхний же пояс бронирования был более слабым   и имел  толщину 125 мм. Палубы были обшиты 37-ми мм листами стали. Внутрикорпусное бронирование корабля  носило противоосколочный характер.
линкор СевастопольВооружение ГК состояло из двенадцати 305-мм артиллерийских орудий, расположенных в бронебашнях. Башни располагались таким образом, чтобы была возможность стрелять в одном секторе, т.е. вести огонь по одной цели всеми орудиями ГК. В Вертикальной плоскости  орудия могли наводиться как независимо друг от друга, так и в связке. Углы вертикальной наводки находились в пределах 30°. Подготовка орудий к залпу составляла всего лишь 10 с., время заряжания 40-60с. Бронирование бортов и лба башен составляло 200 мм, а кормовой плиты – 300 мм которая являлась еще и противовесом. Верх бронебашни прикрывался 76-мм стальной плитой. В подбашенном отделении находились артиллерийские погреба – около 100 снарядов на ствол. Снаряды и пороховые заряды к ним хранились отдельно. Наведение, подача боеприпасов, открытие и закрытие казённой части орудия, заряжание в казенник снарядов и пороховых зарядов осуществлялась механизмами, имевшими гидроэлектрический и электрические приводы.
На второй палубе размещалась противоминная артиллерия в количестве 16-ти стволов по 120 мм каждый. В одном спонсоне, разделенном бронированной стенкой, располагалось два ствола. Орудия устанавливались на полукруге, жестко скрепленным с бронированным щитом который вращался в связке с орудием. Углы горизонтальной наводки позволяют 4-м орудиям вести огонь по одной цели. Углы вертикальной наводки составляли не более 25°. Хранимый боезапас составлял 250 выстрелов (впоследствии повысили до 300) на каждое орудие.
Для корректировки артиллерийского огня корабль оборудовался системой Гейслера. Для измерения дистанций над боевыми рубками устанавливались оптические шестиметровые дальномеры. Данные для стрельбы подготавливал старший артиллерийский офицер, обычно несший вахту в боевой рубке. В данных учитывались курс, скорость собственная и судов неприятеля, погодные факторы, , а также множество других параметров. Но не зависимо от этого, если того требовали обстоятельства каждая орудийная бронебашня и каждое 120 мм орудие могли самостоятельно выбирать цель и вести по ней огонь.
Сначала на все линкоры серии, предполагалось разместить большое количество зенитных орудий. Но в реальности из-за дефицита таких орудий на Севастополь поставили лишь три зенитные пушки. Несмотря на множественные дискуссии и прения по установке на корабли данного типа торпедных аппаратов, все таки было решено их установить.
линкор севастопольЭнергетическая часть корабля состояла из 25-ти котлов системы Ярроу, установленных в четырех котельных отсеках. В первом котельном отсеке располагались три малых котла, предназначавшихся только для сжигания жидкого топлива. Остальные  котлы имели огромные габариты. Шесть из которых, жидкотопливных, располагались во втором котельном отсеке. И по восемь котлов, со смешанным сжиганием, было установлено в 3-м и 4-м котельном отсеках. Форсирование котлов для достижения максимальной скорости в  23 узла осуществлялась увеличением сжигаемого мазута, распыляемого с помощью форсунок Торникрофта. Максимальный запас возимого топлива составлял 1500 т. угля и 700 т. Мазута.Источниками электричества являлись дизель-генераторы и турбогенераторы мощностью по 320 кВт. Что позволяло вырабатывать постоянный ток напряжением 225 В. В боевых условиях генераторы  питали все устройства и системы связи, управления кораблем,  ведение огня, а также множество осветительных приборов.Движителями линкоров были четыре массивных винта, диаметр которых был около 3,5 м. Управление осуществлялось с помощью двух, работающих в тандеме рулей: большой площадью 30 м2 и вспомогательный площадью 13 м2.

Служба линкора Севастополь после спуска с заводских стапелей. Смена названия на "Парижская коммуна".

линкор в бою29 июня 1911 г. на Балтийской верфи в праздничной обстановке состоялся спуск «Севастополя» с заводских стапелей – головного корабля отечественной линейки дредноутов. Но после спуска на воду работы временно заморозились на всех линкорах серии. Причина заключалась в не укомплектовании судостроительных заводов нужным  оборудованием, механизмами, вооружением. Реально работы по достройке линкора начались только через полгода после выхода из заводских доков. В течение 1912 г. велись работы по отделке корпуса: устанавливалось основное бронирование корабля; из-за принятия на вооружение  новых 305-мм снарядов, спешно переделывались по новым чертежам артиллерийские погреба; формирование и растачивание фундаментов под бронебашни главного калибра.Основной объем отделочных работ корпуса производился в 1913 году, именно в этом году все работы по достройке корпуса завершены.
Линкор Севастополь введён в состав действующего флота зимой 1914 г. и зачислен в состав первой бригады линейных кораблей, базировавшейся в Гельсингфорсе (Хельсинки). В 1915 г. все корабли из современной серии русских дредноутов Севастополь, Гангут ,Петропавловск и Полтава постоянно выходили в море, для проведения артиллерийских маневров и стрельб . Летом 1915 г. осуществлял прикрытие минных заграждений в Ирбенском проливе.17 октября 1915 г. при пополнении боезапаса на Линкор Севастополь заряд к 305-мм выстрелу, находившийся в металлической оболочке, упал на палубу корабля и загорелся. Но благодаря удачному стечению обстоятельств, остальные заряды пожар не затронул. В результате пожара пострадало пятеро матросов, один из которых скончался от ожогов.
По условиям унизительного Брестского мирного договора Балтийский флот должен был оставить Финляндские базы, а личный состав расформированию. 12 марта 1918 г.  Сеавстополь в составе отряда покидает Гельсингфорс (Хельсинки). В состав отряда входили: корабли Севастополь, Полтава, Гангут, Петропавловск; броненосные крейсеры Рюрик, Богатырь, Адмирал Макаров.Переход проводился в тяжелой обстановке: сплошной лёд толщиной в 3 м; недоукомплектованность экипажа. Переход осуществлялся только в светлое время суток. Перенесший за пять дней тяжелый переход, 17 марта отряд кораблей достиг берегов Кронштадта. Всю гражданскую войну  «Севастополь» был на приколе в Кронштадте – его весь личный состав сражался на сухопутных театрах военных действий. Только 20 октября 1919 г. линкор, стоявший у о.Гутуевский произвёл шесть сокрушительных залпов по Красносельской возвышенности, где базировались войска генерала Юденича. В марте 1921 г. на Линкоре Севастополь  и остальных судах Балтийского флота базировавшихся в Кронштадте начался мятеж. «Севастополь» вел огонь по Сестрорецку и Ораниенбауму, по северном берегу Финского залива - ж/д станциям Лисий Нос, Тарховка, Горская. Всего же было израсходовано 375 снарядов главного калибра и 875 120-мм противоминных снарядов.
После подавления Кронштадтского мятежа личный состав полностью заменен, а линкор переименовали. В честь юбилея Парижской коммуны он и обрел свое новое имя Парижская коммуна.В 1929 г. совершив длительный переход из Балтики в Чёрное море корабль, входит в состав Черноморского флота, где ощущалась острая нехватка в боевых кораблях. Парижская коммуна становится флагманом Черноморского флота, т.к. она являлась единственным линкором ЧФ.В 1934–1936 гг. корабль проходит глубокую модернизацию. Установлены современные паровые котлы, работающие только жидком топливе; переделаны надстройки; установлены современные приборы управления огнем; верхнюю часть передней трубы сместили назад; носовой части придали более совершенный вид,  и самое главное корабль приобрел отличное зенитное вооружение.

Участие Линкора Севастополь в Великой Отечественной Войне - флагман черноморского флота

Линкор севастопольВо времена ВОВ принимал участие в героической обороне г.Севастополя и огневых налетах в Керченском проливе. Осенью 1941 г. линкор из южной бухты производит первый выстрел по скоплениям фашистов. В результате огненного шквала было уничтожено большое количество бронетехники и живой силы противника -  15 танков, 10 орудий, 3 тягача, 40 автомашин с боеприпасами и до 500 солдат и офицеров.Весной 1942 г., корабль входит в Керченский пролив во главе отряда кораблей - лидера Ташкент, эсминцев Бойкий и  Железняков, линкор в ночь на 21 и 22 марта производит два огневых налёта, выпустив по скоплениям неприятеля огромное количество снарядов.
После этих огневых налётов и без того изношенные стволы дали трещины. Линкор спешно уходит в порт Поти и встает на капитальный ремонт. Но, после ремонта линкор не вел боевых действий и не покидал Поти.31 мая 1943 г. кораблю возвратили его первое имя Севастополь, но матросы по прежнему ласково называли его Парижанкой.