Линкор Императрица Мария

линкор императрица марияВ октябре 1916 года общественность Российской Империи была шокирована новостью о взрыве на недавно построенном линейном корабле, дредноуте Императрица Мария. Ясным утром 20 октября, в районе пороховых погребов первой бронебашни, линкор потряс взрыв сокрушительной силы. Из трюма корабля поднялся высокий столб дыма. Когда дымчатая пелена рассеялась, взору предстала ужасающая картина разрушений. Взрыв уничтожил большой участок палубы сзади первой бронебашни, выведена из строя боевая часть, капитанский мостик, переднюю трубу и перебило мачту. В корабельном корпусе зияла дыра возле первой башни, образовалось сквозное отверстие, из которого с яростью выбивались пламя с дымом. Большинство личного состава, пребывавшего в носовых отсеках линкора, погибло, сильно ранено, обожжено и отброшено силой взрыва в море. Вышел из строя паровой двигатель аварийных механизмов, не работали пожарные насосы, электроосвещение.
Затем по цепной реакции было еще пару мелких взрывов. На линкоре отдается экстренный приказ о немедленном заводнении пороховых погребов всех бронебашен. Принимаются пожарные рукава с подоспевших на выручку судов. Устранение пожара велось интенсивными темпами. Линкор с помощью буксира развернули лагом к ветру. Через некоторое время огонь стал сходить на нет, судно стояло ровно без крена, окружающие были уверены, что беда позади. Но неожиданно раздается взрыв, еще более сокрушительной силы, чем предшествующие. Корабль стал стремительно набирать воду и крениться на правую сторону. Когда нос и большая часть корпуса скрылась под водой, корабль, потеряв равновесие, стал переворачиваться и уткнулся носовой частью в дно на глубине 18 м. В результате трагедии погибло  228 человек личного состава.

Боевая слава линкора Императрица Мария

Линейный корабль Императрица Мария был заложен 11 июня 1911 г. на судостроительной верфи Руссуд в Николаеве в одно время осуществляется закладка линкоров Императрица Екатерина Великая и Император Александр III. Поспешному строительству кораблей послужила новость о том, что Турция собирается перекупить за рубежом три линейных корабля типа дредноут. Суть в том, что в 1910 г. Бразилия отказывается от заказанных в Британии  дредноутов Рио-де-Жанейро, Минас-Жерайс и Сан-Паулу. Данные суда и решила приобрести Османская Империя – по всей территории страны спешно собираются средства на приобретение линкоров, вступление которых в турецкий флот сразу бы обеспечивало превосходство на черноморском театре военных действий.
Своё имя линкор перенял от жены покойного императора России Александра III, императрицы Марии Фёдоровны. Линкор был спущен на воду 6 октября 1913 года, потом проходил достройку до 1915 года. Перебазируется в севастопольскую военно-морскую базу 30 июня 1915 г. С вступлением корабля в боевые ряды флота силовой баланс противоборствующих сторон на черноморском театре военных действий резко изменился.
С 13 по 15 октября 1915 г. Корабль огнем прикрывал маневры второй бригады броненосцев (Иоанн Златоуст, Пантелеймон и Евстафий) в Угольном районе. В ноябре 1915 г. В составе второй бригады броненосцев участвует в обстреле Евсинограда и Варны. В течение 1916 г. участвует в десантной операции близ Трапезунда. В 1916 году по приказу Российского императора Николая II командование Черноморским флотом принимает адмирал Колчак. Адмирал назначает линкор Императрицу Марию флагманом ЧФ и систематически совершает походы в море.

Подъем и попытка вернуть в строй линкор Императрица Мария

линкор императрица марияМорское ведомство после взрыва приступает к экстренным мерам по подъему и ремонту линкора. Предложения зарубежных морских инженеров сразу отклоняются в виду большой затратности и технической сложности. Тогда А. Н. Крылов предложил на рассмотрение неплохой и рациональный проект подъема корабля со дна бухты. Он представлял собой вытеснение корпуса линкора из воды путем закачки в него сжатого кислорода, с последующей транспортировкой корабля в доки и заделкой всех пробоин. Затем полностью герметичный корпус корабля предполагалось отбуксировать на глубокую местность и перевернуть, заполнив водой отсеки одного из бортов.
За претворение в жизнь инновационного проекта А. Н. Крылова взялся старший инженер севастопольской военно-морской базы Сиденснер. К концу 1916 года откачали всю воду из кормовых отсеков, и из воды показалась задняя часть корабля. В 1917 г. На водной поверхности уже весь корпус корабля. В январе—апреле 1918 года линкор подтянули к берегу и произвели выгрузку боезапаса. Лишь летом 1918 года три буксира отводят корабль в сухой док. С поврежденного корпуса демонтируют 130-мм орудия, некоторые вспомогательные агрегаты и другие механизмы, сам же линкор пребывал в сухом доке до 1923 года. За четыре с небольшим года опоры, за счет которых держался линкор, сильно повредились. В результате чего подошва дока стала покрываться трещинами. Императрицу вывели из дока и на выходе из бухты, где пробыла в общей сложности три года. Затем линкор снова переводят в док и окончательно разбирают. Работы выполняются ЭПРОН-скими специалистами. В ходе потопления  корабля 305-мм орудийные бронебашни выпали с корпусных колодцев, и ушли на дно. Незадолго до Великой Отечественной войны бронебашни поднимаются со дна и устанавливаются на знаменитой 30-ой батарее, участвовавшей во второй обороне Севастополя, но это уже совсем другая история.